Поиск по сайту

Юров Михаил Сергеевич

ЮРОВ
Михаил Сергеевич

Почетный гражданин
Тамбовского района

Звание «Почетный гражданин Тамбовского района» присвоено решением Тамбовского районного Совета народных депутатов №664 от 30 мая 2013 года (посмертно)

Будущий штурман службы лётных испытаний истребительной авиации 1-го управления Государственного краснознаменного научно-исследовательского института ВВС подполковник Михаил Сергеевич Юров родился 19 ноября 1935 года в деревне Дубки Лысогорского района Тамбовской области в крестьянской семье. Школы в деревне не было, и поэтому Михаилу пришлось учиться в интернате соседнего села Горелого. Учился парнишка хорошо. Его детство было опалено войной: отец Михаила, Сергей Кузьмич, погиб подо Ржевом.

После окончания средней школы Юров подает документы в райвоенкомат с просьбой направить его на учебу в военное училище. Вскоре Михаил становится курсантом 2 Чкаловского военного авиационного училища штурманов.

В 1957 году лейтенант Юров направляется во Владимировку, в 27-й отдельный смешанный испытательный авиационный полк НИИ-6. По прибытии на место выпускника училища назначают на должность начальника воздушно-стрелковой службы авиационной эскадрильи дальних бомбардировщиков Ту-16. В опытном летном коллективе начинающему офицеру сослуживцы помогли быстро войти в курс дела. Это стало возможным и благодаря внутренней дисциплине, аналитическому складу ума и целеустремленности молодого лейтенанта.

Прошел год. М.Юров становится штурманом-испытателем. Летает лейтенант много и с удовольствием. Через четыре года он уже старший лейтенант и военный штурман 2-го класса.

В 1961 году на базе ГК НИИ ВВС состоялось объединение всех испытательных организаций. Командование обратило внимание на молодого и перспективного штурмана - капитана Юрова. Вскоре его назначают на должность штурмана 1-й авиационной эскадрильи службы летных испытаний 2-го управления. В том же году капитану была присвоена классная квалификация «Штурман-испытатель 3 класса».

М.Юров проводил испытания самолетов бомбардировочной и ракетоносной авиации начиная с фронтовых бомбардировщиков Ил-28, Як-28 и заканчивая дальними и стратегическими ракетоносцами - Ту-16, Ту-22, Ту-95 и их различными модификациями. Он был одним из самых молодых штурманов-испытателей, но ему доверяли задания любой сложности. Вот только один пример. Предстояло в воздухе определить боевые возможности самолета Ту-22 при полете на малых и предельно малых высотах. Планировалось проводить каждый полет по новому маршруту на высотах 100-300 метров с условным бомбометанием по реальным объектам, а в некоторых полетах - с выходом на полигон для практического бомбометания. Такие длительные полеты на малой и предельно малой высотах на самолете Ту-22 проводились впервые. Поэтому к экипажу, который должен был их выполнять, предъявлялись повышенные требования как в летной, так и в психологической подготовке. Лётчиком в экипаж был назначен заместитель начальника службы лётных испытаний Юрий Михайлович Сухов, а штурманом - Михаил Сергеевич Юров. Все полеты требовалось выполнять по приборам. Майор Юров проявил себя в проведении этих испытаний с самой лучшей стороны. В кабине, в которой он находился, были установлена три кинокамеры для регистрации показаний приборов и работы штурмана с оборудованием. После каждого полета майор принимал активное участие в дешифровке и анализе всех записей бортовых регистраторов и киносъемки, выполненных в полете. Он же выдавал штурманские рекомендации экипажам строевых частей, летающим на самолете Ту-22.

В 1972 году в институте было сформировано два летных экипажа для испытаний нового самолета Су-24, аналогов которому в то время не было ни по его боевым возможностям, ни по установленному на нем оборудованию. Штурманом одного из экипажей назначается подполковник М. Юров.

В июне 1972 года подполковник Юров прошел подготовку в г.Жуковском и выполнил ознакомительный полет на самолете Су-24 вместе с летчиком предприятия — заслуженным летчиком-испытателем СССР, Героем Советского Союза В. Соловьевым. В июле начались лётные испытания самолета Су-24 на нашей базе. На самолете с бортовым номером «07» экипаж приступил к испытаниям прицельного комплекса самолета Су-24 на определение точностных характеристик бомбометания. М.Юров принимал участие в выдаче предварительного заключения, по результатам которого было принято решение о запуске самолета в серийное производство. Работа была очень напряженной и интенсивной. Полеты планировались на каждый день. Иногда экипаж вылетал на бомбометание по два раза за летную смену.

После выдачи предварительного заключения по самолету начались его государственные летные испытания. По мере поступления новых самолетов, в том числе и «самолета-президента», на котором уже был установлен полный комплект оборудования, летная группа испытателей, возглавляемая заслуженным летчиком-испытателем СССР Сталем Александровичем Лаврентьевым, была дополнена еще двумя экипажами. Стали проводиться комплексные полеты с задействованием всего контура управления самолетом.

Менее чем через год, в мае 1973 года, из НИИ ВВС на авиационный завод имени В.П.Чкалова в г.Новосибирск был отправлен экипаж для «обкатки» первых серийных самолетов. После выполнения испытательных полетов уже через полтора месяца первая партия самолетов Су-24 была подготовлена к передаче в одну из строевых частей. Ни один элемент испытательных полетов, выполненных на Су-24 Михаилом Сергеевичем Юровым, не приходилось повторять дважды. Штурман проявлял при этом мастерство и инициативу, привозя из каждого полета немало ценной и полезной информации. Его замечания и предложения были конструктивными. Как правило, реакция на них со стороны инженеров-конструкторов была только положительной. Так, например, компоновка кабины серийных самолетов Су-24 совсем не похожа на ту, которая была на первых опытных образцах крылатой машины. В этом немала заслуга штурмана М.Юрова.

Михаил Сергеевич Юров был внешне спокойным, очень требовательным к себе человеком, всегда готовым придти на помощь своим коллегам. У него не было и тени зазнайства, высокомерия. Верный товарищ и хороший семьянин - именно таким он остался в памяти своих друзей и сослуживцев. Кстати, близким другом Михаила Сергеевича Юрова был летчик- космонавт СССР Павел Романович Попович.

В 1973 году подполковник Юров назначается на должность штурмана эскадрильи в службе испытаний истребительной авиации. Перед ним открывалась широкая дорога на пути испытаний новой авиационной техники и хорошая перспектива продвижения по службе. Но все оборвалось 28 августа 1973 года. В этот день Михаил Сергеевич в составе экипажа Су-24 должен был выполнить испытательный полет на снятие точностных характеристик прицельной системы при бомбометании с высоты 300 метров на скорости 900 километров в час. Накануне полета задание несколько изменили. Было сокращено количество боевых заходов на полигоне и за счет этого добавлено несколько режимов на проверку устойчивости и управляемости самолета. Поскольку признанным мастером выполнения таких режимов на самолете Су-24 считался полковник Сталь Александрович Лаврентьев, было принято решение поручить выполнение этого полета ему. Именно его мнение о результатах предстоящего полета было особенно ценно для инженеров-испытателей института и инженеров-конструкторов.

Экипаж в составе заместителя начальника службы летных испытаний истребительной авиации полковника С.Лаврентьева и штурмана испытательной эскадрильи этой же службы подполковника М.Юрова вылетел на выполнение задания. Полёт выполнялся на высоте 300 метров. При выходе на полигон возник пожар в хвостовой части самолета. В то время там еще не устанавливались датчики, информирующие о появлении пламени. Поэтому экипаж не предполагал, что на самолете начался пожар. От сильного пламени начала плавиться тяга управления стабилизатором. Самолет накренился влево, но летчик легко парировал крен и вывел машину в горизонтальный полет. У экипажа чувств опасности не возникло, и он продолжал спокойно работать. Но через несколько секунд тяга перегорела, и самолет стал вращаться вокруг своей продольной оси. Су-24 стал снижаться с высоты 300 метров на скорости около 900 километров в час. События развивались настолько стремительно, что у экипажа просто не оставалось времени на спасение. Перед ударом самолета о землю в перевернутом положении пилот успел только выключить двигатели. Так оборвались жизни двух замечательных людей, бесконечно преданных своей летной профессии, первых испытателей самолета Су-24.

Похоронили Михаила Сергеевича Юрова в Крыму, на старом кладбище города Феодосии. В то время в этом городе находилось одно из лётных испытательных управлений нашего института. Семье погибшего штурмана была предоставлена квартира в этом городе, куда она и переехала на постоянное место жительства. Тогда Крым еще не был ближним зарубежьем.

Штурман-испытатель Михаил Сергеевич Юров внес свой достойный вклад на старте запуска в производство крылатых машин серии Су. Одно из последних достижений на этом пути - создание свехманевренного многофункционального истребителя четвертого поколения Су-35БМ. Это важный шаг для российских ВВС и отечественной авиапромышленности. Су-35 имеет достаточно высокие тактико-технические характеристики. По своим возможностям он может противостоять единственному на сегодня серийному истребителю пятого поколения F-22, будучи значительно дешевле этой машины - около 40 миллионов долларов вместо почти 300 миллионов за один истребитель.

Имя штурмана-испытателя, уроженца Тамбовщины, кавалера ордена Красного Знамени Михаила Сергеевича Юрова навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

Лев Руденко, заслуженный штурман-испытатель СССР. Газета «Тамбовская жизнь» от 20 апреля 2011 года

Органы власти Тамбовской области

 
 

Вверх